ВОРОТА АРКТИКИ

Посёлок Диксон расположен на одноимённом острове на побережье Енисейского залива и отделён от западного берега Таймыра полуторакилометровым проливом. Остров был открыт русскими поморами в начале XVII в. На протяжении почти трёхсот лет он сменил несколько названий: «Большой северо-восточный», «Долгий», «Кузькин». Современное имя он получил в честь шведского купца Оскара Диксона, профинансировавшего экспедицию полярного исследователя Адольфа Норденшельда в 1875 г. из Швеции в устье Енисея.
Yjhlt
Первое строение на Диксоне, деревянный амбар для угля, построил полярный исследователь Эдуард Толль в 1901 г. В 1915 г. входе Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на Диксоне была основана вспомогательная временная база для помощи судам «Таймыр» и «Вайгач». На остров завезли запасы угля, продовольствия и построили радиостанцию. Датой основания посёлка считается 7 сентября 1915 г., в этот день радиостанция Диксон впервые вышла в эфир.
В 1920-1930-х гг. визитной карточкой Диксона стала стоящая среди безлюдных просторов 107-метровая мачта радиостанции, которая запечатлена на многих исторических фотографиях. В фондах Красноярского краевого краеведческого музея имеется уникальный снимок, на котором изображен немецкий дирижабль «Граф Цеппелин», пролетающий над радиомачтой Диксона в 1931 г. Официально этот полет считался научной экспедицией. Немецкий дирижабль, путешествуя над советской Арктикой, проводил различные исследования и аэрофотосъёмку. Однако этот полет имел важное значение для немецких военных, которые были заинтересованы в составлении точных карт арктического побережья СССР.
В навигацию 1935 г. гавань Диксона посетили около 70 судов. С этого момента он становится важнейшим узловым пунктом. Строительство порта и посёлка продолжалось вплоть до начала войны.
По окончании экспедиции база на Диксоне была закрыта, однако по инициативе Полярной комиссии Российской Академии наук временная база была переоборудована в постоянную гидрометеорологическую станцию.
С 1 сентября 1916 г. на Диксоне начались постоянные наблюдения за погодой, которые были прерваны лишь гражданской войной. С 1924 г. станция возобновила работу.
Амбар на острове Диксон.
Фото А.Я. Тугаринова. 1918. Из фондов КККМ
Радиостанция на острове Диксон.
Фото А.Я. Тугаринова. 1918. Из фондов КККМ
Мачта радиостанции на острове Диксон.
Фото А.Я. Тугаринова 1918. Из фондов КККМ
Башня арктического радиомаяка на острове Диксон.
Фото С.О. Малобицкого. 1939. Из фондов КККМ
Немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» над Диксоном. 1931. Из фондов КККМ
Полярная станция на острове Диксон.
1916. Из фондов ЦВММ
Ледокол «Ермак» у острова Диксон.
1936. Из фондов КККМ
Иностранное судно на острове Диксон.
Фото Н.А. Остроумова. 1931. Из фондов КККМ
С 1930-х гг. началось развитие Северного морского пути - кратчайшей дороги из Азии в Европу. Остров Диксон, находившийся в середине маршрута и имеющий удобную гавань, приобрёл огромное значение. В 1934 г. здесь началось строительство причала, угольной базы и самого мощного в Арктике радиоцентра. На материковой части побережья, отделённой от острова полуторакилометровым проливом, построили посёлок.
Бот «Нордвиг» и сейнер у острова Диксон.
Фото Б.С. Степанова. 1950. Из фондов КККМ