Война в Арктике

С началом Великой Отечественной войны в советском Заполярье развернулись активные боевые действия. Сражения велись не только на суше за Кольский полуостров, но и в Баренцевом, Белом и Карском морях. Немецкий флот охотился за арктическими конвоями, доставлявшими в СССР грузы от союзников: оружие, технику, боеприпасы, медикаменты и продовольствие.

В.П. Яркин. Конвой. Северный флот. 1942 г. 1985. Из фондов ЦВММ
В мае 1942 г. немецкое командование приступило к разработке операции под названием «Вундерланд», что в переводе с немецкого означает «Страна чудес». Командование ВМФ Третьего рейха планировало в ходе этой операции уничтожить советские конвои и порт Амдерма на Югорском полуострове. От японских союзников нацисты узнали о советском конвое из четырёх ледоколов и 19 грузовых судов, направляющемся на запад через Берингов пролив.
Ряузов Б.Я. Морской бой. Эпизод в Баренцевом море. 1942. Из фондов КККМ.
Ещё один советский конвой, идущий на восток в США, обнаружила немецкая авиация. Поэтому немецкое командование предполагало перехватить оба конвоя в районе пролива Вилькицкого и уничтожить не только транспорты с грузами, но и ледоколы, без которых дальнейшие поставки Северным морским путём были бы невозможны. Для перехвата конвоев немцы отправили тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер».
Спуск на воду тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». 1933. Из фондов КККМ
«Адмирал Шеер» – немецкий тяжёлый крейсер типа «Дойчланд». Проектирование этих кораблей началось в 1926 г. Германия после поражения в Первой Мировой войне должна была соблюдать ограничения, наложенные Версальским мирным договором. Корабли можно было строить водоизмещением не более 10 000 тонн и с калибром вооружения не более 283 мм.

Крейсера типа «Дойчланд» представляли собой океанских рейдеров, охотников за конвоями, шедшими под охраной эсминцев и лёгких крейсеров.

В 1933 г. был спущен на воду второй корабль проекта «Дойчланд» (всего было построено три судна). Он был назван в честь адмирала Рейнхарда Шеера, командовавшего немецким флотом в Ютландском сражении – крупнейшем морском сражении Первой Мировой войны.
«Адмирал Шеер» имел мощное вооружение: шесть 280-мм орудий главного калибра, восемь 150-мм орудий вспомогательного калибра, шесть 88-мм и восемь 37-мм зенитных орудий, десять 20-мм автоматов и торпедные аппараты.
Вильгельм Меендсен-Болькен (1897-1985) – опытный моряк, участник Первой Мировой войны. В 1944 г. он стал командующим военно-морским флотом Третьего рейха. Это одна из высших должностей в немецком флоте, подчинённая только верховному главнокомандующему ВМФ Карлу Дёницу.
Модель тяжёлого крейсера «Адмирал Шеер». Из фондов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского. Фото Т.Т. Шульцевой. 2022
Вильгельм Меендсен-Болькен
капитан крейсера «Адмирал Шеер».
Фото с сайта http://hse.dikson.tilda.ws
В операции «Вундерланд» для разведки и нападения на советские полярные станции были задействованы несколько немецких подводных лодок.

Изучением истории операции «Вундерланд» занимался известный в Красноярске журналист и писатель Жорес Петрович Трошев. Рукопись работы Жореса Петровича «Крах операции "Вундерланд"» хранится в фондах Красноярского краевого краеведческого музея.

Рукопись. Трошёв Ж.П. Крах операции Вундерланд. Защита северных границ СССР. Сражение у о. Диксон. 1960-е гг.

16 августа 1942 г. «Адмирал Шеер» вышел в море из Скомм-фьорда в районе Нарвика. На следующий день немецкие моряки обнаружили советское судно «Фридрих Энгельс», однако атаковать его не стали, чтобы не выдать себя раньше времени. 19 августа, обогнув северную оконечность Новой Земли, «Адмирал Шеер» вышел в Карское море.

Во время похода немцы придавали большое значение ледовой обстановке. Ведь в случае попадания во льды или получения повреждений от крупных льдин оказать помощь такому крупному кораблю на большом удалении от базы было невозможно. Поэтому осторожность и порой нерешительность командира немецкого крейсера во время операции «Вундерланд» можно объяснить тяжёлой ледовой обстановкой и опасениями за вверенное ему судно.
Маршрут тяжёлого крейсера «Адмирал Шеер», операция «Вундерланд». 1942. Изображение из книги В. Филиппова «Енисейский север: хроники обороны Арктики».
23 августа запущенный с немецкого крейсера гидросамолёт «Арадо» обнаружил советский конвой, идущий с запада на восток в сторону пролива Вилькицкого. Однако из-за туманов и тяжёлой ледовой обстановки перехватить конвой не удалось. После потери гидросамолёта, разбившегося во время приводнения, нацисты лишились основного средства разведки и поэтому были вынуждены отказаться от преследования советского конвоя.

Командир тяжёлого крейсера принял решение вернуться к Таймырскому полуострову и захватить какое-нибудь советское судно с целью получения сведений о ледовой обстановке.