Встретив «Александра Сибирякова», нацисты пошли на хитрость: они подняли флаг США и повернулись к пароходу носом, чтобы их было сложнее опознать. Сигнальным прожектором немцы передали сообщение на русском языке: «Кто вы, куда вы направляетесь, подойдите ближе». Однако командир советского корабля А.А. Качарава не поддался на эти уловки и, направив судно к ближайшему острову Белуха, передал радиограмму в порт Диксон об обнаружении неизвестного крейсера.
Немцы, догоняя пароход «Александр Сибиряков», запрашивали информацию о ледовой обстановке. Поняв, что их план не сработал, нацисты стали глушить радиосообщение «Александра Сибирякова» с Диксоном. Над крейсером «Адмирал Шеер» был поднят немецкий военно-морской флаг и передано сообщение с требованием лечь в дрейф. После предупредительного выстрела с немецкого корабля советские моряки вступили в неравный бой.
«Александр Сибиряков» был построен в Великобритании в 1909 г. и первоначально носил название «Беллавенчур». В 1915 г. корабль был приобретён российским правительством для совершения рейсов в Белом море. Пароход переименовали и назвали в честь купца и исследователя Сибири Александра Михайловича Сибирякова. В 1932 г. «Александр Сибиряков» с экспедицией О.Ю. Шмидта первым в истории совершил переход за одну навигацию Северным морским путём из Белого моря в Берингово. За это плавание ледокольный пароход «Александр Сибиряков» наградили Орденом Трудового Красного Знамени.
На «Александре Сибирякове» с началом войны были установлены два 76-мм и два 45-мм орудия, а также два 20-мм зенитных автомата. Однако, несмотря на наличие вооружения, он не мог на равных противостоять даже эсминцу, не говоря уже о крейсере.
«Александром Сибиряковым» во время войны командовал Анатолий Алексеевич Качарава (1910 – 1982 ). Капитан, как и вся команда парохода, был гражданским моряком, однако во время войны Анатолию Алексеевичу было присвоено звание старшего лейтенанта.
После окончания Великой Отечественной войны капитан парохода «Александр Сибиряков» А.А. Качарава за бой с немецким крейсером был награждён Орденом Красного Знамени. Долгие годы он работал на кораблях Главсевморпути, а затем возглавил Грузинское морское пароходство.
В своём последнем рейсе «Александр Сибиряков» вёз на полярные станции новую смену исследователей и припасы для зимовки, в том числе 300 бочек с горючим. Эти бочки взорвались после первых же выстрелов противника, отчего многие находившиеся на борту люди получили ожоги. Кормовая артиллерия советского парохода была уничтожена, однако носовая батарея продолжала вести огонь, а капитан Качарава, получив контузию, руководил боем. Советские моряки надеялись добраться до острова Белуха, однако после попадания снаряда в машинное отделение «Александр Сибиряков» потерял ход.
Тяжело раненного в руку капитана Качараву сменил принявший командование кораблем комиссар Зелик Абрамович Элимелах. Он приказал спустить шлюпки и покинуть корабль. В первую шлюпку сели женщины и раненые. Во вторую погрузились моряки и раненый капитан. По приказу комиссара старший механик Николай Григорьевич Бочурко открыл кингстоны (задвижки для приёма забортной воды), чтобы затопить корабль. Комиссар и старший механик остались на тонущем корабле.
Бой «Александра Сибирякова» с «Адмиралом Шеером» занял 43 минуты. Шлюпку с ранеными и женщинами немцы потопили, а к оставшейся выслали катер, чтобы взять пленных. Несколько советских моряков отказались сдаться и были убиты. В плен попало по разным сведениям от 18 до 22 человек из 104 находившихся на борту парохода. Лишь тринадцати из них удалось выжить в немецких лагерях и вернуться на Родину.
Только один человек с «Александра Сибирякова» смог выжить и избежать плена. Кочегар Павел Иванович Вавилов одним из последних покинул тонущее судно. Сначала он держался на бревне, а потом забрался в опустевшую шлюпку, с которой немцы забрали пленных. В шлюпке советский моряк обнаружил немного воды, галеты, спички, топорик и пистолет. По пути к острову Белуха он подобрал из воды выжившую собаку, некоторые вещи и мешок с отрубями. Несмотря на принятые меры по розыску выживших членов экипажа «Александра Сибирякова», лишь 24 сентября с парохода «Садко» заметили на острове человека, размахивающего белым полотенцем. Из-за шторма подобрать выжившего не получилось.
Отправленный для спасения гидросамолёт заметил на острове выложенную из досок надпись: «команда Сибир спасите». Однако погодные условия вновь не позволили эвакуировать советского моряка. С самолёта сумели лишь сбросить спальный мешок и пакет с продуктами. Только 29 сентября гидросамолёту удалось приводниться у острова и взять на борт «полярного Робинзона». После войны кочегар П.И. Вавилов продолжил работать на судах Арктического флота и в 1960 г. был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Капитан крейсера «Адмирал Шеер» Вильгельм Меендсен-Болькен, понимая, что перехватить советские караваны ему не удалось, решил приступить ко второй части плана и атаковать порт Диксон. Немцы рассчитывали высадить десант, уничтожить всю портовую инфраструктуру и припасы. Однако благодаря самоотверженности советских моряков с парохода «Александр Сибиряков», противник лишился фактора неожиданности.
Скоротечный неравный бой ледокольного парохода «Александр Сибиряков» с тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер» сыграл важную роль в провале операции «Вундерланд». Благодаря сообщению, отправленному с погибшего парохода, советское командование узнало о наличии немецкого крейсера в Карском море. Получившие предупреждение караваны судов сумели избежать столкновения с врагом и без потерь добраться до мест назначения.
Ледокольный пароход «Александр Сибиряков».
Фото М.А. Трояновского. 1933. Из фондов ГЦМСИР
Сравнение размеров ледокольного парохода «Александр Сибиряков» и тяжелого крейсера «Адмирал Шеер».
Изображение из книги «Енисейский север: хроники обороны Арктики».
В. Викторов. «Героический поход «Александра Сибирякова». 1976. Из фондов КККМ
Модель ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Из фондов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского. Фото Т.Т. Шульцевой. 2022
Сараев М.Ф., бывший главстаршина ледокольного парохода «Александр Сибиряков». 1980-е.
Из фондов Музея Норильска
«Александр Сибиряков», тонущий после боя с «Адмиралом Шеером».
Изображение из книги «Енисейский север: хроники обороны Арктики».
Кочегар Вавилов П.И.
Изображение из книги «Енисейский север:
хроники обороны Арктики».
Открытка "Полярный "Варяг" с изображением боя парохода "Александр Сибиряков" с немецким тяжёлым крейсером "Адмирал Шеер". Художник П. П. Павлинов.